5-й футурологический симпозиум СВОБОДНЫХ культурных ПРОСТРАНСТВ
Тема «Индивидуальное и Коллективное в СВОБОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ПРОСТРАНСТВАХ»
24-го, 25-го, и 26-го сентября 2015 года в свободном городе «Христиания» в Копенгагене, Дания, состоялся 5-й симпозиум (FCS).
Термин Футурологический симпозиум взят из романа Станислава Лема «Футурологический конгресс» (1971 г.) и выражает эволюционный взгляд на свободные культурные пространства (FCS) или автономные зоныи указывает на важность Свободных культурных зон в Будущем.
Ruigoord, голландское поселение, в котором возникла идея симпозиума, было активным свободным культурным пространством с 1973 года. Наряду с ThyLejren (Берлога для людей) и «Христианией» в Дании, Ruigoord является одной из старейших северо-европейских утопических общин, которые возникли в бурные шестидесятые.
Его основополагающие принципы, и, таким образом, принципы Футурологических симпозиумов, это — опора на понятие Homo Ludens (человек играющий), отражающее идею, что свободные и игровые взаимодействия между людьми способны генерировать мощные общинные импульсы.
С момента своего создания, Футурологические симпозиумы были направлены
на создание динамичной, долгосрочной, устойчивой и неиерархической глобальной сети;
на порождение транснациональной платформы для самостоятельного культурного экспериментирования;
на обмен идеями о формах и содержании свободных культурных сетей.
Свободные Культурные Пространства принимают различные формы, включая сквоты и хакерские сообщества, пиратские радио-станции, свободные города, эко-поселения, центры пермакультуры, независимые фестивали, (полу)кочевые группы, коммуны и общины, занявшие участок земли, и т.д. Объединяясь в сеть, они вызывают глубокие изменения в отдельных участниках и со-обществах в целом посредством распространения новых ценностей и методов, которые позволяют генерировать новые творческие альтернативы для массовой культуры (мейнстрима).
1-й Симпозиум был организован в ответ на растущие угнетения контркультурных общин Амстердама и сосредоточен на исторических проектах, которые трансформировали город в новаторский Free-город в 60-х и 70-х годах.
2-й симпозиум вовлек представителей различных дисциплин (философия, футурология, антропология, политика, экология, градостроительство и т.д.), и приветствовал представителей The Cultural Defence Line of Amsterdam (Культурной Линии Обороны Амстердама) в попытке осмыслить и организовать широкое объединение коллективных усилий.
3-й Симпозиум был международным мероприятием, направленным на создание лиги солидарности и разработки договора о взаимном сотрудничестве между FCS и людьми, связанных с ними. Представители из Европы — Бельгии, Дании, Франции, Германии, Нидерланд, Португалии, Испании и Великобритании; Восточной Европы — России; Азии — Монголии; Северной Америки — США и Канады; и Южной Америки — Колумбии, собрались, чтобы поделиться своим видением.
Именно во время этого 3-го симпозиума, были предприняты первые шаги в направлении разработки «Декларации Универсальных пространств, которые сейчас продолжились в Христиании, в Дании, 24-26 сентября, отражая ценности Свободных Культурных Пространств».
В августе 2014 года, 4-й Футурологический симпозиум: Создание Единства в Разнообразии состоялся на Boom фестивале, на Айдахо-а-Нова озере, Португалия. БУМ (Boom)cимпозиум сосредоточился на фестивальной культуре. Фестивали — это «детские» площадки для переживания свободы. Они помогают сформировать групповой дух, облегчают прямые контакты между людьми, которые в наши дни часто связывают только через интернет..
Переживания, получаемые на фестивале часто помогают осознанию того, что жизнь предлагает множество альтернатив «скучному и стесненному» мейнстриму.
Это может создать глубокие и богатые духовные связи между FCS и опытом личного освобождения. Важность фестивалей для совместного создания контр-культурной реальности часто проявляется в процессе налаживании связей между фестивальной культурой и автономными зонами по всему миру.
Boom Симпозиум исследовал фестивальные параметры свободного культурного переживания, и связал проект Футурологический симпозиум и проект Nuevo Mundo,международной сети по вопросам устойчиво-ориентированных (sustainability) сообществ, базирующихся в Мексике и Центральной Америке. Интересны особенности «Свободной культуры», которые в FCS начали проявляться, в том числе в признании важности ритуалов перехода.
В Христиании, на 5м Симпозиуме обсуждалась в интерактивном стиле важность индивидуальных и коллективных целей в свободных культурных пространствах. 5-й Симпозиум решал такие вопросы, как:
1) Что такое свободное культурное пространство? (Свободное культурное пространство в сравнении с публичными пространствами; различные отношения, представленные в свободном культурном пространстве и общественном пространстве — свобода образа жизни; Саморегуляции и самоорганизации),
2) Как FCS определяется группами создателей. (Пионеры взяли инициативу),
3) Коллективность (общинность) как социальный феномен. (Рост социальных коллективов; социальная сплоченность в FCS),
4) Изменения в FCS. Изменение структуры сотрудничества, координации, коммуникации и власти; видения, роли, обязанности, общие мотивы.
5) Различное понимание индивидуализма и коллективизма в Европе и, например, США.
6) Зачем институционализировать коллектив? (Сведение к минимуму важности индивидуальных отношений и «социальная цена» взаимодействия),
7) Что связывает институциональные и социальные коллективы? (Формально институционные коллективы в отношении FCS и более гибкие социальные коллективы; официально структурированные коллективы более тесно связанные с местом, и гибкие социальные коллективы.)
8) Какие параметры определяют «Культуру Свободы», что оживляет FCS? (Каковы пределы свободы в пределах FCS (агрессия, препараты и т.д.)? В чем несвободен FCS? Какие существуют ограничения на индивидуальную инициативу в коллективной среде?)
9) Коллективизм и индивидуализм в FCS, индивид, как часть многих коллективов; потери индивидуальности в коллективности.
10) Индивидуальность в социальных коллективах.
11) Индивидуальность в коллективах-учреждениях. (ЕС — правила о коллективах (нормализация).)
12) Социальные отношения в сравнении с институциональными отношениями в рамках FCS.
13) Разрешение конфликтов и сотрудничество между коллективами и физическими лицами в пределах FCS.
14) Разработка гибких юридических форм, которые являются демократическими и безопасными – какие формы лучше всего подходят FCS?
Футурологический симпозиум – проявление кочевого, децентрализованного события. Будущие симпозиумы будут проходить в других Свободных Культурных пространствах и будут фокусироваться на различных аспектах Свободных Культурных Пространств.
Разнообразие проектов, представляемых на каждом событии, является отличительной особенностью Футурологического симпозиума.